Как Китай от России отворачивался https://cont.ws/@fruct/2563058
Визит Михаила Мишустина в Китай завершился еще полторы недели назад, однако западная пресса все никак не может успокоиться со своими «разоблачениями».
Ее цитируют и некоторые наши СМИ, рассказывающие о «холодном душе», которым якобы окатили нашего премьер-министра и всю нашу делегацию в целом. По их мнению, Пекин постепенно сворачивает сотрудничество с Москвой — контракт на строительство газопровода «Сила Сибири-2» так и не подписан, а проект «Один пояс, один путь» будет выстраиваться без участия России.
На фоне реальных цифр такие аргументы выглядят, как минимум, глупо — так за первый квартал товарооборот между Россией и Китаем вырос на 40% и к концу года превысит 200 миллиардов долларов. При этом для расчетов все активнее используются национальные валюты — если в 2018 году доля рубля и юаня в трансграничных платежах составляла 17%, то сегодня она достигла 70%. Так что Вашингтон уже просто физически не может отследить, что и по каким ценам пересекает российско-китайскую границу, а значит и вводить вторичные санкции против китайского бизнеса ему становится намного труднее.
По той же самой причине и масштабный бизнес-форум в Шанхае закончился для российских компаний как будто бы ничем — информация о новых контрактах и договорах просто не попала в прессу. Если же говорить о «Силе Сибири-2», то это проект Газпрома, а не правительства России — поэтому подписывать этот контракт должен Миллер, а не Мишустин. И все разговоры о замене российского газа туркменским — это еще один миф, ведь буквально на днях было ратифицировано соглашение по «Силе Сибири-3».
Исключение России из инициативы «Один пояс, один путь» выглядит еще более нелепо, чем спекуляции с отказом от российского газа — этот китайский проект изначально планировался как целый набор транспортных коридоров. Вот лишь основные его маршруты на 2017 год:
Как мы видим, «Один пояс, один путь» прекрасно совмещает в себе и маршруты через Россию, и через Среднюю Азию, и даже через Индийский океан. И Пекин не только не собирается исключать Москву из своего проекта, а планирует добавить еще один коридор, большая часть которого будет проходить по Северному Морскому пути.
Вот что пишет обо всем этом китайская Global Times:
Китай готов укреплять взаимовыгодное сотрудничество со странами по всему миру, включая Россию, для развития открытой мировой экономики и качественного сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь», чтобы придать больше определенности и импульса глобальной экономике.
«По мере восстановления экономики Китая возникнет большой спрос на потребление энергии. С другой стороны, для России является неотложной задачей расширить свое присутствие на китайском энергетическом рынке, заменив тем самым потерю части европейского рынка», - заявил премьер-министр Китая Ли Цян.
Но одной логистикой и энергетикой дело не ограничивается — Мишустин и Ли Цян договорились о более тесном сотрудничестве в сельском хозяйстве, финансах, промышленности, технологиях, медицине и спорте. Количество двусторонних проектов настолько огромно, что для их реализации было создано 42 российско-китайских рабочих группы — именно выстраиванием этой сложной системы и занимался наш премьер-министр.
Системность намного важнее, чем подписание отдельных контрактов — когда механизм выстроен и четко отлажен, то бизнесу уже ничего не мешает самостоятельно заниматься тем, что он умеет лучше всего. А уж китайский бизнес зарабатывать точно умеет — после ухода западных компаний с российского рынка ему предоставилась уникальная возможность, и отказываться от нее он явно не собирается.
Поэтому все эти разговоры о «холодном душе» - это не более чем спекуляции, которые не имеют никакого отношения к реальности. Та же западная пресса совсем недавно писала и о разногласиях между Россией и Саудовской Аравией, после чего ни один ее журналист не будет допущен на завтрашнюю встречу в рамках ОПЕК.
Так что к западным «фейк ньюс» нужно относиться с большой осторожностью, и уж точно не читать их до обеда — аппетит и пищеварение от этого только выиграют.